@ARTICLE{26543118_352330849_2020, author = {М. Н. Кичерова and Е. В. Зюбан and Е. О. Муслимова}, keywords = {, неформальное образование, компетенции, признание неформального образования, признание компетенций, валидация неформального образования, нострификация, сертификация компетенцийкорпоративные университеты}, title = {Неформальное образование: международный опыт признания компетенций}, journal = {Вопросы образования}, year = {2020}, number = {1}, pages = {126-158}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2020--1/352330849.html}, publisher = {}, abstract = {Кичерова Марина Николаевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии. E-mail: m.n.kicherova@utmn.ruЗюбан Евгений Викторович - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, учета, анализа и аудита. E-mail: e.v.zyuban@utmn.ruМуслимова Екатерина Олеговна - ассистент кафедры новой истории и мировой политики. E-mail: e.o.muslimova@utmn.ruФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».Адрес: 625003 Тюмень, ул. Володарского, 6.Статья раскрывает специфику развития неформального образования в контексте глобальных процессов цифровизации и технологической модернизации общества. Представлен межстрановой анализ вовлеченности населения в неформальное обучение, рассмотрены основные модели признания компетенций, полученных в неформальном обучении (приведены данные по европейским, азиатским странам, США, Австралии). Показано, что социально-правовые аспекты практик признания компетенций существенно различаются и влияют на экономику конкретной страны, на скорость освоения и внедрения новых технологий, на темпы социально-экономического развития. Выделены несколько уровней признания компетенций: международный, национальный, локальный. На международном уровне создаются квалификационные стандарты и механизмы признания неформального образования. Национальный уровень отражается в государственных документах, каждая страна ведет разработку собственных механизмов оценки и признания неформального и спонтанного обучения. Специфика национальных практик признания компетенций проявляется в том, например, что в группе стран проводится сертификация профессиональных компетенций, в некоторых странах признаются навыки, полученные в ходе социокультурной, досуговой и волонтерской деятельности. Локальный уровень отражает интересы участников рынка труда, корпораций, работников и работодателей. Показано значение корпоративных университетов как агентов политики признания неформальных компетенций.}, annote = {Кичерова Марина Николаевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии. E-mail: m.n.kicherova@utmn.ruЗюбан Евгений Викторович - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, учета, анализа и аудита. E-mail: e.v.zyuban@utmn.ruМуслимова Екатерина Олеговна - ассистент кафедры новой истории и мировой политики. E-mail: e.o.muslimova@utmn.ruФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».Адрес: 625003 Тюмень, ул. Володарского, 6.Статья раскрывает специфику развития неформального образования в контексте глобальных процессов цифровизации и технологической модернизации общества. Представлен межстрановой анализ вовлеченности населения в неформальное обучение, рассмотрены основные модели признания компетенций, полученных в неформальном обучении (приведены данные по европейским, азиатским странам, США, Австралии). Показано, что социально-правовые аспекты практик признания компетенций существенно различаются и влияют на экономику конкретной страны, на скорость освоения и внедрения новых технологий, на темпы социально-экономического развития. Выделены несколько уровней признания компетенций: международный, национальный, локальный. На международном уровне создаются квалификационные стандарты и механизмы признания неформального образования. Национальный уровень отражается в государственных документах, каждая страна ведет разработку собственных механизмов оценки и признания неформального и спонтанного обучения. Специфика национальных практик признания компетенций проявляется в том, например, что в группе стран проводится сертификация профессиональных компетенций, в некоторых странах признаются навыки, полученные в ходе социокультурной, досуговой и волонтерской деятельности. Локальный уровень отражает интересы участников рынка труда, корпораций, работников и работодателей. Показано значение корпоративных университетов как агентов политики признания неформальных компетенций.} }